КАК ВЕЛИ СЕБЯ НАШИ ПРЕДКИ Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса Христа.
На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, а старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: "Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!" или "Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!" Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха - к свиданию, губа чешется - к поцелуям; бровь станет чесаться - кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п.
Воры употребляли все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает.
Свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы выработали картежники. Когда в первый раз запоют "Христос Воскресе", надо иметь в руках винного (пикового) туза и вместо "воистину воскрес" сказать попу "винный туз есть" - "тогда с этим тузом можно сделаться настоящим невидимкой и все доставать", - рассказывали в Тюменском крае. Неплохо также, отправляясь в церковь слушать пасхальную заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник произнесет "Христос Воскресе", сказать: "Карты здеся". На второе провозглашение "Христос Воскресе" картежник должен ответить: "Хлюст здеся", а в третий раз - "Тузы здеся". "Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается".
На Пасху приходило много гостей - приносили в подарок крашеные яйца, куличи. Христосовались. Пасхальный стол был праздничным и обильным. При этом первым по обычаю съедали яйцо. Яйцо в глазах древних славян обладало таинственной силой, которая якобы переходила на все, к чему яйцо прикасалось. Исстари наиболее излюбленной пищей считалась кровь. И для того, чтобы яйца сделать наиболее угодным духам, их обмазывали кровью. Позднее вместо крови яйца стали красить краской, а еще позднее просто окрашивали в какой-нибудь яркий цвет. Крашеными яйцами обменивались при встрече, по ним гадали о судьбе, разбивая определенным образом скорлупу. Яйцо нужно было обязательно покатать по столу. Удачи в играх с яйцами сулили благополучие в семье.
На Пасху нередко посещали кладбище - ходили христосоваться с покойниками, на могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.
По преданию, с первого дня Пасхи до Вознесения по земле странствуют Христос и апостол в нищенских рубищах и испытывают людское милосердие. Награждают добрых и карают злых.
Всегда считалось, что на Пасху для всех умирающих открывается светлый рай, и даже злостные грешники имеют шанс избежать заслуженного ими ада.
Крестьяне же на Пасху ставили на стол кадку с зерном пшеницы, зарывая в нее пасхальное яйцо, и берегли это зерно для посева.
Один из древнейших Пасхальных обычаев - это приветствие словами 'Христос воскресе'. В ответ нужно сказать: 'Востину воскресе'. Кроме того, с древних времен во время пасхального приветствия используется и лобзание как символ примирения и любви. Поцелуи делают людей ближе, соединяя не только тела, но и души.
Большинство народных обрядов совершалось в Великий четверг, который также называют 'чистый'. Главный ритуал в четверг - привести себя в порядок. Мыться в этот день желательно в холодной воде. Вода смывает болезни, дает телу красоту и здоровье. Раньше мыло выносили на ночь на улицу, чтобы лицо стало особенно чистым. Мылись и купались до первых лучей солнца, в воду опускали серебро и золото. Эти металлы символизировали богатство и крепость. Чтобы волосы стали густыми и длинными, женщины подстригали кончики своих кос. Годовалых детей первый раз стригли именно в 'чистый' четверг. Также этот день посвящен уборке дома, т.к. до праздника Пасхи мести пол было не принято.
Один из самых интересных обычаев на Пасху - изгнание из избы клопов и тараканов. Когда хозяин приходил после обедни домой, он не должен был сразу входить в избу, а сперва стучался. Хозяйка же, не отворяя дверей, спрашивала: 'Кто там?' 'Я, хозяин твой, - отвечал муж, - зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?' 'Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами'. 'А клопы-то чем?' 'А клопы клопами'. Крестьяне были уверены, что, подслушав этот диалог, клопы либо испугаются и убегут из избы, либо набросятся друг на друга и сами себя съедят.
Христиане верили, что пасхальные яства, освященные молитвою, обладают огромной силой и могут помочь в трудные минуты. Всю еду хозяйки прятали на ночь, чтобы ни одна мышь не могла добраться. Существовало поверье: если мышь съест освященный кусочек, то у нее вырастут крылья и она превратится в летучую мышь. А кости с Пасхального стола закапывали рядом с пашней или бросали в огонь во время грозы, чтобы избежать ударов грома. Сохранялась также головка от освященного кулича. Только во время сева крестьянин брал ее на поле и съедал на ниве. Это должно было обеспечить щедрый урожай.